МАНОЭЛЬ ФРАНСИСКО ДУШ САНТУШ,
ГАРРИНЧА (Бразилия) (28.10.1933-20.01.1983).
Играл за "Пау Гранде" (1947 -
1953), "Ботафого", Рио-де-Жанейро (1953 - 1964), "Коринтианс", Сан-Паулу
(1965 - 1968), "Атлетико", Колумбия (1968), "Фламенго", Рио-де-Жанейро
(1968 - 1969). С 1955 по 1966 г. играл за сборную Бразилии (45 матчей и 12
забитых мячей). Чемпион мира 1958 и 1962 гг. Участник ЧМ 1966 г. В
финальной стадии ЧМ провел 12 игр, забив в них 5 мячей. Когда он родился,
врачи не скрывали тревоги: а сможет ли малыш ходить? Необходима была
немедленная операция. И несмотря на то что связана она была с немалым
риском, родители дали согласие. Операция прошла успешно. Относительно
успешно, ибо в результате одна нога оказалась на несколько сантиметров
короче другой. Правда, научившись ходить, он не замечал этого недостатка,
а может быть, быстро к нему приспособился. Во всяком случае, он был
проворнее и быстрее своих сверстников, а во время игры в футбол никто не
мог с ним сладить, угнаться за ним. Отсюда, видимо, и прозвище, прилипшее
еще с детских лет (гарринча - маленькая лесная птичка). Уже с 14 лет
Гарринча стал играть за команду небольшого городка (в котором родился) Пау
Гранде. Там, наверное, и прошла бы его жизнь. Но судьба распорядилась
иначе. Как-то бывший игрок "Ботафого" Арати, любопытства ради отправившись
на стадион Пау Гранде, буквально обомлел, увидев Гарринчу в деле. Арати
тут же увозит талантливого юношу в Рио-де-Жанейро и перед тренировкой
клуба "Ботафого" представляет тренеру. Когда небольшого роста, щупленький,
кривоногий Гарринча появился на поле, раздался дружный хохот. Смеялись все:
зрители, футболисты, журналисты... И только тренер, заметив физический
недостаток футболиста (не заметить его было невозможно), довольно жестко
произнес: - Калеки нам не нужны. Арати стоило немалых трудов уговорить
тренера, чтобы тот все же проверил кандидата. Тут же был организован
тренировочный матч, в котором Гарринче пришлось играть против одного из
лучших защитников в истории бразильского футбола Нильтона Сантоса. Когда
началась игра, понять было невозможно, кто же кого проверяет. Похоже,
Гарринча решил в тот день испытать на знаменитом защитнике весь набор
своих уникальных финтов. Испытания прошли весьма успешно. Вконец
измочаленный и сконфуженный, Сантос нашел в себе мужество поздравить
новичка, после чего он рекомендовал тренеру оставить "калеку" в команде.
Впрочем, все все видели сами. Сразу после тренировки Гарринча подписал
контракт с "Ботафого". Это случилось 9 июля 1953 года. Так начался путь в
большом футболе одного из самых ярких его представителей. Позже, вспоминая
об этом дне, "крестный отец" Гарринчи Нильтон Сантос рассказывал: "Когда
он оказался с мячом передо мной, из-за дугообразной формы ног и разной их
длины мне показалось, что он финтит. Когда же Гарринча и в самом деле
сделал финт, я и вовсе потерял ориентир". Здесь самое время привести слова
одного журналиста об этом талантливом футболисте: "Мастерство Гарринчи на
грани фантастики... Он делает и с мячом, и с соперником все что ему
вздумается. Он может первоклассного игрока низвести до незавидной роли
новичка, неудачника". Очень четко подметил журналист: он мог делать все,
что хотел, когда был с мячом. Без мяча Гарринча напоминал человека
потерянного, случайно оказавшегося на футбольном поле и мечтавшего лишь о
том, как бы быстрее его покинуть. Он чурался черновой работы, не отходил
назад, мало маневрировал без мяча. С мячом же он преображался, превращаясь
в блестящего артиста, свободного художника, жонглера, эксцентрика, клоуна,
как вам будет угодно. Не зря ведь его называли "Чарли Чаплином футбола".
Натура артистическая, как истинный бразилец, он отлично знал, что нравится
зрителю, и умел ему потрафить. Обвести соперника и убежать от него - это
довольно просто и неинтересно. А вот обрушить на него каскад финтов, чтобы
тот завертелся вокруг своей оси и, окончательно запутавшись в своих ногах,
рухнул, обессиленный - это удовольствие, а для зрителей - аттракцион.
Порой казалось, что для Гарринчи важен не результат, а лишь процесс. Шла
последняя минута матча с участием "Ботафого", которому очень нужна была
победа. Но счет все еще оставался ничейным. Мяч попадает к Гарринче. Он
несется к воротам, обыгрывает всех встретившихся на своем пути игроков и
остается с глазу на глаз с вратарем. Но что это? Вместо того чтобы
забивать, он выходит с мячом из штрафной площади, собирает вокруг себя
всех защитников, запросто с ними расправляется и... опять щадит вратаря.
Наконец, повторив процедуру в третий раз, он все же забивает гол, пустив
мяч между ног вратаря всего за несколько мгновений до заключительного
свистка судьи. В раздевалке на вопрос тренера, находившегося в
предынфарктном состоянии: "Почему ты не забил сразу?" Гарринча невозмутимо
ответил: "я ждал, когда он ноги раздвинет". Пижон! В среде футболистов
считается особым шиком провести мяч между ног защитника и особенно вратаря.
Народ прощал Гарринче подобные "художества". Более того - боготворил за
них. И не только за них. Во время матча "Ботафаго" с "Флуминенсе" защитник
после трюка Гарринчи, потеряв равновесие, упал и подвернул ногу. Путь к
воротам открыт. Но Гарринча и на сей раз не стал забивать. Видя, что
соперник травмирован, он выбил мяч в аут. Благородство проявлял он не
только на поле. Вообще это был необычайно отзывчивый, добрый и беспечный
человек. Один из лучших игроков шведского чемпионата и, безусловно, лучший
футболист чилийского, Гарринча был в это время очень популярен. Деньги
лились рекой. Он мог стать богатым человеком, обеспечить себя на всю
оставшуюся жизнь, заняться бизнесом, как это сделал, например, Пеле.
Ничего подобного. Он успевал тратить быстрее, чем получал. Прожигал деньги
в ресторанах, помогал нуждающимся и просто отдавал тем, кто просил. И
конечно же, безвозвратно. Конец всеобщего кумира был печален. Родился в
нищете и ушел из жизни нищим. |